О том, что умеет массивная электронная пломба для отслеживания автотранзита, как ее будут тестировать, а также при чем здесь цифровой транспортный коридор.

Электронная пломба для автоцистерн, перевозка наливных грузов платон

Сочетание возможностей системы «Платон» и электронной пломбы для отслеживания транзита – есть воплощение цифрового транспортного коридора, заявил генеральный директор «РТ – Инвест Транспортные системы» Антон Замков в беседе с «Логирусом».

Цифровой транспортный коридор? Звучит амбициозно, подумали мы и решили разобраться подробнее с электронной пломбой для отслеживания транзита в автоперевозках. Тем более, что, если говорить официально, электронная пломба − действительно часть направления «Цифровой транспорт и логистика», представленного Минтрансом России в рамках программы «Цифровая экономика». Согласно официальной позиции министерств и ведомств, сервис электронного пломбирования − часть системы безбарьерных, цифровых, транспортных международных коридоров.

Итак, на днях, 20 сентября четверка перевозчиков-добровольцев вступила на путь пилотного проекта ФТС России по мониторингу транзита с помощью электронных навигационных пломб. Путешествовать добровольцы будут между Россией и Казахстаном. Главная задача мероприятия – проверить, насколько механизм электронной пломбы способен упростить административные барьеры в процессе перевозки. В эксперименте участвуют: «ТРАСКО», ТК «Дженти», ООО «Адженс» и розничная сеть «Магнит».

РТИТС является оператором проекта и предоставляет инфраструктуру «Платона» для эксперимента. Таможенные службы обоих стран для пилотного проекта выбрали следующие направления: МАПП «Бурачки», МАПП «Троебортное» − пост «им. Бауыржана Конысбаева», МАПП «Убылинка» − «Костанай – центр таможенного оформления».

Экстремальное ─ много весит

− Мы видим водителя, который отклонился от маршрута, поехал спать. Вот, смотрите, пока разговаривали, уже вернулся обратно, − демонстрирует генеральный директор РТИТС Антон Замков.
Электронная пломба для автоцистерн, перевозка наливных грузов платон

Первая четверка грузовиков надела электронную пломбу уже в ночь с 19 на 20 сентября. К слову, она представляет собой бортовой компьютер, который позволяет в режиме реального времени получать информацию о транзитном грузе. Объем памяти позволяет говорить об электронном документообороте. ─ На бортовом компьютере можно хранить все, вплоть до снимка ИДК (LR: Инспекционно-досмотрового комплекса), ─ убежден Антон Замков.

Электронная пломба для автоцистерн, перевозка наливных грузов платон

Внутри пломба содержит батарею, достаточную для того, чтобы выдерживать 45 суток без подзарядки, рассказывает Замков, добавляя, что новое «детище» РТИТС способно также выдерживать экстремальную температуру, до – 55°С. Нелегкий в пломбе и магнит, который «просто-напросто прикрепляется к контейнеру, чтобы не было тряски». В момент активации, устройство сигнализирует в центральную систему, это означает, что пломба встала на охрану и сотрудник таможни может проверить ее целостность. − Также пломба включает в себя трос и электромеханические замки. В случае перерезания или нарушения целостности, слышится сигнал тревоги, − продолжает Замков.

Своей главной задачей в проекте РТИТС называет технологическую. Оператор стремиться создать единую цифровую транспортную платформу на базе «Платона», в которую будут включаться различные проекты.

Электронная пломба для автоцистерн, перевозка наливных грузов платон

Для того, чтобы протестировать крепость российско-казахстанских телематических проектов каждая сторона выделила по 100 пломб для своих экспериментаторов. Отмечается, что две системы интегрированы между собой. −То, что точно можно сказать – пока для планомерного функционирования системы недостаточно глубины интеграции с казахстанской стороной, ─ отмечает генеральный директор РТИТС Антон Замков. На сегодняшний день Казахстан обеспечивает только мониторинг транспортных средств на базе системы ВАК (аналог – АО «ГЛОНАСС»), в то время как Россия выступает за единое платформенное решение на базе системы «Платон». Тем не менее в рамках пилота этого достаточно, чтобы проследить, насколько проект способен упростить перевозку, транзит и администрирование.

Кто не рискует, тот стоит на границе

Организатор проекта, ФТС России, формулирует свои цели как «контроль отслеживания транзитных перевозок в режиме реального времени, оперативное пресечение возможных противоправных действий, а также использование сообщений навигационной пломбы при анализе и применении мер по минимизации рисков».

Главными задачами пилотирования РТИТС называет: более глобальную проработку всех бизнес-процессов обмена информацией с ФТС, создание максимально удобного сервиса для пользователей и обеспечение старта внедрения полноценного документооборота.

Электронная пломба для автоцистерн, перевозка наливных грузов платон

Заглядывают тут и в более отдаленные перспективы: «сервис электронной пломбы может обеспечить создание единого доверенного пространства, на первом этапе со странами ЕАЭС, а далее с партнерами из Индии и Китая». При этом генеральный директор оператора Антон Замков не исключает, что в ближайшее время к эксперименту по мониторингу транзита может присоединиться Белоруссия.

Необходимость сервиса электронной пломбы в РТИТС связывают с запросами бизнеса по увеличению скорости доставки и более оперативному прохождению административных процедур. Замков приводит такой пример этого усовершенствования. − Когда машина уходит за границу с подтвержденным сигналом, с рамкой, с пломбой и это экспортная операция, то почему бы Налоговой службе не возместить НДС в автоматическом режиме? Например, это может выглядеть в виде смс: «Вы покинули территорию страны, ждите возмещения в течение 90 дней». Удобно же!

Бензовозы как символ идеальной пломбы

Полезные перспективы в технологии электронного пломбирования видят участники пилота, в числе которых транспортная компания «ТРАСКО».

− Если технология в последующем позволит решить проблемы с простоями в пути следования из-за административных барьеров, она видится нам полезной, − отметил Тарас Коваль, заместитель генерального директора по связям с органами власти «ТРАСКО». Детализируя, участнику «пилота» видятся такие перспективы как сокращение простоев на границе, вызванных соблюдение таможенных формальностей. Также перевозчикам интересна минимизация 100% досмотра с разгрузкой и погрузкой товара на склад временного хранения погранперехода.

− Эти процедуры приводят к потере времени и расходам на исполнение требований таможни, которые в большинстве случаев ложатся на счет перевозчика, − сетует Коваль. Он также добавляет, что в договорах перевозки транспортных операторов время на таможенную очистку, погрузку и разгрузку лимитировано, а вот таможенные операции на границе – это зона риска. В пример Коваль приводит необходимость приведения кодов ТН ВЭД товаров к требованиям страны назначения, связанную с разной интерпретацией кодов в Евросоюзе и ЕАЭС. Поэтому «ТРАСКО» хотелось бы автоматизировать это звено технологической цепочки.

− Если использование электронной пломбы в итоге поможет решить столь важные вопросы для перевозчиков, то она технология выполнения международных перевозок достигнет качественно нового уровня, убежден Коваль.

«ТРАСКО» сравнивают технологию, которую хотели бы получить, с инструментами бензовозов по доставке топлива с нефтебазы на АЗС. Загрузившись топливом на нефтебазе, все отсеки пломбируются, движение машины и доступ к грузовым отделениям берется под навигационный контроль. По сути, топливные перевозчики «везут пломбу». Технологические вопросы качества топлива решаются без участия перевозчика, − структурирует Тарас Коваль.

В век цифровых технологий «ТРАСКО» считает возможным работать по аналогичной схеме. ─ Мы получили груз, проверили соответствие документам, количество мест, его вес и безопасное расположение в транспортном средстве. Доставили до СВХ внутренней таможни, где уже импортер ведет всю документальную работу с ФТС напрямую или при помощи наших специалистов, − структурирует эксперт.

Единственным затруднением в пилотном проекте Тарас Коваль видит не очень удачно выбранные маршруты для эксперимента от ФТС. − По ним проходит относительно слабый трафик, − подчеркивает Коваль. Напомню, речь идет о трех направлениях: МАПП «Бурачки», МАПП «Троебортное» − пост «им. Бауыржана Конысбаева», МАПП «Убылинка» − «Костанай – центр таможенного оформления». Изначально маршрутов было 5, однако по нашей информации два исключили (LR: от таможенного поста «Бахты» до постов «Новосибирский западный» и «Барнаульский»).

Было бы интереснее работать по маршрутам, которые не требуют изменений направления движения, продолжает Коваль. Например, «точкой входа» сделать МАПП «Торфяновка» и провести пилотный проект на маршруте из Скандинавии.

При движении из Европы через Прибалтику в Казахстан фактически получается надо сделать дополнительный крюк. Основной поток из Европы в Казахстан идет через Беларусь.

Пломбу закроют на зиму

Итоги пилотного эксперимента по мониторингу транзита электронными пломбами ожидаем до 1 ноября этого года. По мнению РТИТС, прогнозировать дальнейшие действия пока сложно.

Но то, что некоторые перевозчики уже после первого звоночка доверили свои прицепы ФТС и РТИТС говорит о следующем: тросы в электронной пломбе действительно проведены в интересном направлении. Остается их подтянуть.

Источник: logirus.ru